Музыкально-поэтический джаз всегда рождается из синергии зрителей

Марина Верналис
Марина Верналис

Марина Шкробова-Верналис – талантливая поэтесса и художница, умело сочетает в своих выступлениях стихи и музыку. Она звучит в исполнении Марины даже без реального инструментального сопровождения, рождаясь из самой поэтики произведения. И всегда – благодаря энергии зрительного зала.

Свобода джаза и поэзии

Музыка, которая сопровождает исполнение Марины, является продолжением тех стихов, которые она читает со сцены. В основном это произведения поэтов Серебряного века, но также и ее собственная поэзия.

Иногда звучит признанная классика – например, «Кармен-сюита» Родиона Щедрина или «Болеро» Мориса Равеля под диалог Марины Цветаевой и Александра Блока. Или танго под экстравагантного Игоря Северянина, чья внутренняя поэтическая музыка сама написана в ритме фламенко.

Но еще чаще на встречах можно услышать джазовую импровизацию, когда и музыкант, и чтец настраиваются друг на друга в процессе творческого диалога.

Такие концерты не имеют строгой программы – никто заранее не знает, что именно на вечере будут играть и что будут читать, поэтому каждый раз привычные тексты и музыка наполняются новыми смыслами.

«Творческому человеку джаз намного интереснее – это свобода поиска и выбора. Мне не приходится всегда быть одинаковой, повторяя текст, и этим я счастливо отличаюсь от актеров, которые вынуждены просто заучивать свою роль», – говорит поэтесса.

Музыка заключена в самих стихах

Музыкально-джазовые композиции, несмотря на кажущуюся легкость их исполнения, на самом деле являются итогом огромной внутренней работы.

«В стихах есть своя собственная музыкальность, из-за чего меня часто называют певицей, ведь я не столько читаю, сколько пропеваю их внутреннюю мелодию», – смеется Марина, говоря, что всегда пропускает чужие стихи через себя, делая их практически собственными произведениями.

Звучание голоса, правильные паузы, повороты и новые смыслы, – все это строится на тонком творческом чутье и способности слышать друг друга.

«Музыка инструмента не должна разламывать поэтическую музыку стихотворения», – поясняет Марина Шкробова-Верналис.

Она признается, что бывают случаи, когда автор стихов и музыкант звучат совершенно отдельно друг от друга, не создавая общего мотива. Это тоже интересный опыт, но все же лучше, когда синергия стихов и музыки, соединяясь с настроем зрителей, создает единую творческую вибрацию.

С этим согласен и постоянный партнер Марины – композитор и педагог Арнольд Манукян, который всегда старается соединить свой музыкальный экспромт с поэтическими смыслами.

Зрители как источник драйва

Есть и еще один участник музыкально-поэтического диалога – зритель. Именно аудитория определяет настрой, а иногда и репертуар вечера.

«Зрители почти всегда изменяют мой задуманный сценарий – я продумываю начало, чтобы завязать разговор, но дальше стараюсь понять доминанту в их энергии и построить диалог именно этого вечера», – говорит Марина Шкробова-Верналис.

По словам поэтессы, публика на каждой встрече разная – иногда люди так хотят праздника, что аплодируют после каждого исполненного произведения. А иногда лучшим вознаграждением музыканту и поэту является абсолютная тишина, когда зал впитывает в себя услышанные слова и ритмы.

Для поэтессы настрой публики и есть тот самый драйв, который рождает экспромт. Доверяя интуиции, иногда она даже читает стихи «на вырост» – с более глубокими смыслами того, что требует сейчас аудитория.

«Я вижу, как лица моих зрителей преображаются в момент слушания, и это прекрасная картина», – отмечает Марина.

Арт клуб 19/64 – поэзия для зрелой музыкальной аудитории

Современный человек лишен поэзии в своей будничной жизни – в нашем медийном пространстве уже давно не читают стихов. Но, к счастью, он может иногда вырваться из этого состояния. Например, в Арт клубе 19/64.

В клубе достаточно часто происходят те самые джазово-поэтические вечера с Мариной Шкробовой-Верналис. Ее стихи сопровождает флейта, фортепиано, саксофон и даже мини-оркестр. Это всегда экспромт и синергия.

Аудитория тоже особая – здесь собираются единомышленники, глубоко понимающие музыку, и готовые к восприятию новой поэтической формы своего искусства. Это те самые «зрелые» слушатели, которые умеют делать правильные паузы в своих реакциях и вливаться в общий настрой.

«Чтение стихов для автора – это как падение на доверие, когда поворачиваешься спиной и падаешь, зная, что зрители тебя поймут и подхватят», – говорит поэтесса.

Подобная синергия почти всегда подразумевает особый репертуар и огромную творческую свободу, которая позволит выйти за рамки привычного мира.