Моя стихия – импровизация и кино

Александр Гуреев
Александр Гуреев

Александр Гуреев – известный саксофонист, аранжировщик и композитор, у которого одним из учителей был сам Мстислав Ростропович. Он регулярно выступает в нашем Клубе с джазовыми импровизациями и преподает в Московском государственном институте культуры. Мы уверены, что Александр знает всё про музыку, которая звучала и звучит в кино.

НАШЕ ВРЕМЯ – ЭТО МУЗЫКА МОМЕНТА

Александр Гуреев, помимо профессиональных выступлений, много работал и с кинорежисерами, создавая музыку для кино.

Его импровизаторские таланты по-настоящему ценят в киносреде, поскольку создание музыкального сопровождения картины – это отдельная большая работа, которая является таким же вдумчивым творчеством, как и актерская игра.

«Режиссеры очень любят специфический саксофон и импровизацию, которая позволяет быстро и безопасно с точки зрения авторских прав создавать запоминающуюся мелодию», – делится секретами Александр Гуреев.

Он напоминает нам, какую важную роль играет музыка в кино. Например, комедия Франсиса Вебера «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Мелодия, написанная композитором Владимиром Косма, сразу создает определенное настроение у слушателя. И эта музыка стала не менее известной, чем сам фильм.

Или другой пример – фильм «Карьера Димы Горина» режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского. В свое время фильм был очень популярным, но сейчас его некогда актуальный сюжет почти не вспоминают. А вот музыка из него – песня «А снег идет» композитора Андрея Эшпая и сегодня звучит на многих мероприятиях и концертах.

Впрочем, Александр уверен, что музыка как элемент философии, которая была у Альфреда Шнитке или Софии Губайдулиной, автора музыки к фильму «Вертикаль», где она работала с В. Высоцким, уже не востребована современной публикой.

«Сейчас мало кто снимает полный метр и насыщает его настоящей музыкой. Зрителю не надо много знать, для него все делается очень быстро, а композитор ведь может думать над своим произведением несколько лет», – говорит музыкант.

«Музыка момента», – вот, пожалуй, самое точное определение современной музыкальной кинокультуры, которое дает Александр Гуреев.

ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТСЯ СЛИШКОМ БЫСТРО

Скорость потребления, заложенная в наш век, влияет и на процесс обучения музыкантов.

Александр Гуреев, который уже более 20 лет преподает музыкальные дисциплины в обеих столицах, говорит, что студенты за это время не поменялись, а вот мотивация у них стала другой.

Студенты все больше ориентируются на коммерцию, на быструю популярность и на звездность, которая ко многим действительно приходит очень рано.

Современный шоу-бизнес не требует виртуозности в исполнении, глубоких знаний или хорошего вкуса. Порой достаточно просто неплохо разбираться в электронике, уметь искать модные звуки и идеи и собирать аранжировку как конструктор ЛЕГО.

Это, безусловно, креативная работа, но не вполне музыкальная. Для человека, который учился музыке у лучших музыкантов России и зарубежья – Игоря Бриля, Геннадия Гольштейна, Yusef Lateef и т.д. такой подход практически неприемлем.

«Музыка – это колоссальный труд, недаром настоящим профессионалом музыкант становится годам к 40, не раньше», – отмечает Александр.

Он говорит, что всегда старается вдохновить студентов на музыку, на понимание ее механизмов и устройств, на знание ее истории и тех композиторов, которые и создали наш культурный мир таким, какой он сейчас есть.

В том числе и джаза, основные принципы и мелодии которого были заложены в 30-40 гг. ХХ века и стали популярны, кстати, во многом благодаря кино.

«У нас сейчас нет на эстраде настоящих глобальных звезд. Они слишком быстро загораются и слишком быстро гаснут, уступая место следующим, и не успевая, по сути, проявить себя в полную силу», – говорит настоящий эксперт.

19/64 – МЕСТО, ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ЦЕНИТЕЛИ

На этом фоне выступления Александра Гуреева в Арт-клубе деловых людей 19/64 приобретают особую наполненность. По его мнению, здесь собираются те самых опытные и неторопливые ценители музыки, которые могут понять историю произведения, эмоции и мастерство музыканта.

Александр часто проводит там джазовые джем-сейшены с разными исполнителями, в т.ч. и на кинотематику. Это всегда творческая свобода и прекрасное представление. Люди собираются в такие дни и для того, чтобы послушать музыку, и попробовать себя в качестве исполнителя, и просто пообщаться и поговорить друг с другом.

«19/64 – это клуб гурманов современного актуального искусства во всех его проявлениях. А джаз и музыка кино всегда будут привлекать внимание слушателя, потому что это тот вид искусства, который отражает процессы, происходящие в мировом творческом пространстве», – уверен музыкант.

С сентября начинается новый сезон в Клубе, и Александр снова планирует свои выступления.

По секрету скажем, что мы ждем вместе с ним на импровизации и многих других музыкантов. Возможно, это будет Михаил Башаков, автор знаменитой песни «Элис», а если все сложится благополучно, то и знаменитых иностранных джазовых исполнителей.

Следите на нашей афишей!

Подробнее об Александре Гурееве можно прочитать на популярном джазовом сайте – https://www.jazzmap.ru/rus/bands/Aleksandr-Gureev-saksofon.php